Подтекание охлаждающей жидкости может появиться в результате появления целого ряда неисправностей узлов и агрегатов системы охлаждения.
Трудно обнаружить
Скрытое подтекание охлаждающей жидкости – такая неисправность, обнаружить которую зачастую не может не только начинающий автомобилист, но и водитель со стажем.
Под капотом вроде все сухо, из выхлопной трубы дым белого цвета не идет, но тосол куда-то уходит.
Подтекание охлаждающей жидкости так же, как и повышенный расход топлива, является неисправностью, с которой может справиться далеко не каждый водитель, не только так называемые «чайники», но и водители со стажем, не боящиеся испачкать руки в мазуте, те, у кого машинка всегда ухожена, смазана, кто сам может заменить масло, тормозные колодки и провести, при необходимости, мелкий ремонт. На их машину всегда приятно посмотреть.
Но даже их 20-30 летнего опыта ухода за 4-6 автомобилями может оказаться недостаточно для того, чтобы разобраться с непонятными вещами, происходящими с их автомобилем.
Действительно, снаружи все сухо, чисто, потери охлаждающей жидкости невелики, нагретая до температуры кипения, через какую-либо микротрещину, она может просто испаряться.
Но может быть значительно более худший вариант. Жидкость может попадать в картер, где будет смешиваться с маслом. В этом случае даже небольшое количество охлаждающей жидкости в масле резко снижает срок службы подшипников скольжения коленвала и распредвала. Практически новый двигатель можно довести до капремонта.
Ошибка многих водителей
Распространенная ошибка начинающих водителей в том, что они проявляя заботу о машине, покупают все самое лучшее – масло, фильтры, не экономят на охлаждающей жидкости … Ну а чего на ней экономить — залил в бачок жидкости раз-два в месяц рублей на 60-70 и все. На бензин расход в десятки раз больше. Потом правда начинают удивляться – почему это практически новый движок вдруг в последнее время резко задымил, зашумел, и вообще, перестал тянуть.
Самый первый признак того, что в масло попадает охлаждающая жидкость – это помутнение его, и появление пены на щупе.
О такой неисправности, как прорыв охлаждающей жидкости пока говорить не стоит, любой новичок сможет определить данную неисправность. Достаточно вытащить масляный щуп и увидеть, что он весь покрыт белой эмульсией.
Другое дело – когда жидкость попадает в масло в мизерном количестве. Но и этот дефект можно легко обнаружить, даже если масло старое и грязное. В этом случае на щупе можно будет увидеть маленькие капельки воды, так как эмульсия в масле быстро расслаивается.
Приведу пример:
На примере наших ВАЗовских автомобилей чаще всего охлаждающая жидкость просачивается в картер вдоль прокладки головки блока. Отдельные владельцы автомобилей, доверяясь инструкции, после обкатки не подтягивают болты головки блока.
Если в начале эксплуатации прокладку блока не пробило – то она присыхает и сохраняет герметичность, даже если ослабнут болты крепления головки. Правда со временем, из-за перепадов температур, особенно зимой, при запуске промерзшего за ночь двигателя, при буксировании другого автомобиля, при буксовании в снегу, тосол просачивается под прокладку и попадает в картер.
Для того, чтобы не довести двигатель до ремонта, при обнаружении течи, нужно заменить прокладку, и обязательно через 1,5-2 тыс. км. протянуть головку. Нужно помнить, что данный дефект невозможно обнаружить по цвету выхлопных газов.

Если охлаждающая жидкость при нарушении прокладки будет попадать не в картер, а в один, или несколько цилиндров – этот дефект менее опасен для двигателя. Его обнаружить намного проще.
Нужно обратить внимание на цвет выхлопных газов. Из выхлопной трубы будет выходить дым белого цвета даже при работе на холостых оборотах. А если приставить к трубе лист бумаги, то на нем появятся капли воды. А также в расширительном бачке, вполне возможно увидеть бурление отработавших газов.

Это самые распространенные виды возможных утечек охлаждающей жидкости.
Как найти другие места утечки
Другие возможные места утечки охлаждающей жидкости можно определить при помощи опрессовки, или по-другому, создания повышенного давления охлаждающей жидкости в системе. Эту работу необходимо выполнять только на холодном двигателе. Зимой даже желательно выморозить машину на улице, для того чтобы все патрубки и шланги замерзли, и потеряли эластичность.
Порядок проведения опрессовки: предварительно нужно заменить пробку радиатора или расширительного бачка на «модернизированную».

В обычной пробке нужно удалить клапан, рассверлить отверстие, установить вентиль от старой камеры. Полученное приспособление наворачиваем на горловину радиатора, и присоединяем ножной насос.

Затем, закрыв рукой горловину расширительного бачка, нужно 1-2 раза сделать 1-2 качка насосом, и ждать пару минут. После этого можно залезть под машину и искать следы протечек.
Вероятнее всего, протечки могут быть обнаружены в районе радиатора. Латунные радиаторы чаще всего текут в местах припайки трубок к основанию, а алюминиевые – в местах стыка оснований и бачков.
Ремонтировать радиатор или…
Насколько целесообразно ремонтировать радиатор? Если нужно элементарно запаять трещины в патрубках – то можно попробовать. Во всех остальных случаях я рекомендую произвести замену радиатора на новый.

Какой выбрать радиатор: латунный, или алюминиевый – выбор на любителя, но по статистике последний несколько надежнее латунного.
- На новых машинах тосол часто уходит из-под шлангов или патрубков. Поэтому необходимо проверять затяжку хомутов.
- Хомуты лучше применять червячные. По опыту скажу, что они более надежны.
- При опрессовке можно обнаружить течь под прокладку коллектора: по-другому её обнаружить невозможно, так как жидкость мгновенно испаряется.
- Также, при опрессовке можно обнаружить начальную стадию износа сальников водяного насоса: под давлением появятся капли тосола.
Протечка не обнаружена
Теперь о том, когда протечку невозможно обнаружить при опрессовке. Это при нарушении герметичности прокладки головки блока, и протечке радиатора отопителя салона.
Возможную протечку тосола можно определить по запаху:
- нужно прогреть двигатель
- включить вентилятор «печки».
В салоне появится запах этиленгликоля. В этом случае вам придется снять радиатор отопителя и провести опрессовку его воздухом в емкости с водой. По наличию пузырьков можно определить место повреждения.
О том, как устранить подтекание охлаждающей жидкости, я постараюсь рассказать в последующих статьях на моем блоге.
Личный опыт
В заключение пара историй из личного опыта, связанных с работой системы охлаждения.
Первая история: Зима. Ночь. Я двигаюсь по М-5, в горах. Вдруг почувствовал, что из отопителя подул холодный воздух. Остановился, открыл капот, и обнаружил, что тосола в расширительном бачке нет. Начал искать место утечки, и обнаружил, что лопнул нижний патрубок радиатора. Запасного патрубка конечно же нет, тосола тоже нет.
Принял решение провести ремонт патрубка подручными средствами. В багажнике у меня лежал кусок велосипедной камеры, я разрезал её вдоль, и получившейся лентой замотал место повреждения, а сверху намотал изоленту. Так как не было тосола, то в систему я залил «незамерзайку». После такого «ремонта» я без проблем проехал до дома оставшиеся 300 км.
И вторая история: о подтекании радиатора отопителя. Зима. Я на трассе. Чувствую – в салоне появился запах тосола. Понял, что тосол понемногу потек в салон. Делать нечего, долил в расширительный бачок тосола, и двинулся дальше. Чтобы не нанюхаться этого запаха, открыл окна.
При подъезде к родному городу останавливают на стационарном посту сотрудники ДПС, плановая проверка. Проверили документы на машину, на груз, собрались отпускать, как один из них, заглянув в кабину, почувствовал этот неповторимый запах спирта, подошел к напарнику, забрал у него мои документы, и начал выяснять, почему я в нетрезвом состоянии сел за руль. Пришлось пригласить его в кабину, поднять коврик, под которым скопилась лужица тосола, и объяснить, почему я зимой еду с открытыми окнами. Ребята поняли, пожелали счастливого пути.
Всем удачи на дороге и до встречи на моем блоге.
С уважением, Павел Яровиков