Многие автомобилисты рано или поздно сталкиваются с таким не совсем понятным явлением. Двигатель начинает хуже «тянуть», дымить, хуже запускаться, повышается расход топлива. Это может происходить даже в том случае, если автомобиль проходил все виды технического обслуживания вовремя и качественно.
Автолюбители начинают думать, что это происходит из-за естественного износа деталей двигателя. Но причина может оказаться совсем в другом. Происходит закоксовывание деталей цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма.
Что такое закоксовывание двигателя?
Это отложение на поверхности деталей двигателя в виде нагара или кокса.
Где происходит это отложение?
На поверхности стенок камеры сгорания, цилиндров, клапанах, поршнях.
Закоксовка поршневых колец приводит к появлению царапин, задиров на внутренних стенках цилиндров, и, как следствие, приводит к ускорению процесса закоксовывания.
Основные причины образования нагара
- Некачественное топливо
- Попадание масла в камеры сгорания
- Длительная работа непрогретого двигателя под нагрузкой
В результате отложения нагара на поршне, в поршневых канавках, кольца заклиниваются в канавках, и перестают пружинить.
К чему это приводит:
- Снижение компрессии в цилиндрах
- Увеличение количества газов, прорывающихся в картер
- Слой нагара ухудшает отвод тепла от деталей цилиндро-поршневой группы
- Отложение шлака в зоне клапанов нарушает герметичность сопряжения седло-клапан и приводит к прогоранию последнего
- Увеличение количества масла, попадающего в камеру сгорания
- Образование на внутренних стенках цилиндров образования царапин, задиров
Пока количество нагара небольшое и кольца не изношены, процесс будет происходить достаточно медленно.
Как только нагар начнет откладываться в канавках и кольца станут перемещаться с затруднением, количество отложений начнет увеличиваться достаточно быстро.
Внешние признаки закоксовывания поршневых колец.
- Увеличение расхода масла без признаков подтекания
- Повышенный расход топлива
- Снижение мощности двигателя
- Детонация при работе двигателя
- Затрудненный пуск двигателя, особенно при низкой температуре окружающего воздуха
- Увеличение расхода картерных газов, дым из сапуна
- Сизый или синий цвет отработавших газов из выхлопной трубы
Как самостоятельно произвести раскоксовку поршневых колец
Необходимые инструменты и принадлежности
- Специальный ключ для проворачивания коленчатого вала
- Свечной ключ
- Мерная емкость
- Ветошь
- Специальный шприц
Технология выполнения работ
- Прогреть двигатель
- Отключить модуль зажигания
- Вывернуть свечи зажигания
- Специальным ключом провернуть коленчатый вал так, чтобы поршни встали примерно на одном уровне. Проверить это можно при помощи прутка, вставляя его в свечные отверстия
- С помощью шприца залить в цилиндры специальное средство в количестве, указанном в инструкции к данному средству.
- Если закоксованность небольшая, можно провести экспресс-раскоксовку, оставив жидкость работать на 1 час
- Ветошью закрыть свечные отверстия и оставить двигатель на 10-12 часов, периодически слегка проворачивая коленвал в разные стороны для того, чтобы средство лучше проникло в поршневые канавки
- Через установленное время продуть цилиндры двигателя для удаления остатков средства
- Установить свечи и высоковольтные провода на место
- Запустить двигатель, дать поработать ха холостом ходу 5-10 минут
- Произвести замену масла с промывкой
- Заменить свечи зажигания
- Произвести экспресс-обкатку двигателя на повышенных оборотах
Если закоксовка окажется достаточно сильной и специальные средства окажутся неэффективными, нужно будет произвести механическую очистку деталей.
- Произвести разборку двигателя и извлечь поршни.
- Замочить детали в керосине
- Специальным шпателем или обломком поршневого кольца прочистить канавки
- Если таким образом удалить отложения не удастся, то очистку нужно проводить на токарном станке
- Произвести проточку внутренней поверхности цилиндров
Этот вид работ можно отнести к капитальному ремонту двигателя.
В заключение замечу, что применение специальных средств позволит значительно увеличить ресурс двигателя и отдалить капитальный ремонт.